Недостаточный зазор между зубьями

Шпонки, соединяющие зубчатые колеса с валом, кропотливо подгоняют к пазам, потому что от этого зависит тщательность обоюдного положения скрепляемых элементов. Величину бокового паза в зацеплении определяют конкретным замером при помощи щупа. В зубчатых передачах нужно держать под контролем касание зубьев по длине. У новых элементов оно бывает испытано пробой при помощи красители: на несколько зубьев, размещенных на схожем расстоянии один от другого, наносят узким слоем краску, а потом зубчатые колеса проворачивают пару раз. По отпечатку на зубьях судят о нраве и величине площади зацепления.

Зависимо от положения валов, на которых зафиксированы зубчатые колеса, наблюдаются разные погрешности в прикосновении зубьев. На  306, о продемонстрировано обычное зацепление. Если промежуток по всему венцу велик, это значит, что зубья осуществлены тоньше на одном либо обоих зубчатых колесах либо расстояние меж осями менее обычного ( 306, б).

Недостающий промежуток меж зубьями по всему венцу вызывается тем, что все зубья осуществлены полнее на одном либо обоих зубчатых колесах либо расстояние меж осями зубчатых колес уменьшено по сопоставлению с обычный ( 306, в).

Неоднородный промежуток меж зубьями наблюдается в том случае, если рабочие поверхности зубьев касаются лишь на маленьком участке длины зуба вне зависимости от того, в какую сторону они крутятся. Причину этого следует находить или в перекосе зубчатого колеса, или в перекосах валов ( 306, г).

Зацепление конусных шестерен инспектируют идентичным образом. Корректное зацепление конусных зубчатых колес продемонстрировано на  306, а. На  306, б изображен отпечаток на конусных зубчатых колесах при лишнем их сближении, на  306, в — при межосевом угле больше проектного.

Если на зубьях 1-го из зубчатых колес (к примеру, ведущего! следы красители видны лишь на одной стороне зуба — на узеньком конце, а на другом колесе (к примеру, ведомом) — на широком, то это свидетельствует о перекосе осей зубчатых колес ( 306, г). Наилучшим считается отпечаток, когда зубчатые колеса без нагрузки передают усилия узкой частью зуба. В этом случае при полной нагрузке по причине повреждении зуба усилие будет передаваться большей частью его боковой поверхности.