Дорожные сооружения

Дорожные сооружения. Земляное сооружение, образованное отсыпанным над природной поверхностью земли грунтом и служащее для прокладывания по нему дороги ( 309, о), именуется дорожной насыпью; земляное сооружение, образованное при выемке грунта ниже поверхности земли, — дорожной выемкой ( 309,6). Земляное основание дороги, образованное насыпями и выемками, именуется земельным полотном. Полотно дороги бывает устроено на косогоре и состоять при всем этом из полувыемки и полунасыпи ( 309, в).

Для предохранения выемки дорожного полотна от притока поверхностных вод с обеих сторон ее устраивают канавы (кюветы), по которым влага, стекающая с откосов, отводится от полотна. С верхней стороны выемки устраивают нагорную канавку для стока стекающей со склонов местности дождевой и талой влаги.

Безрельсовые дороги сооружают по стандартизированным перпендикулярным профилям земельного полотна ( 309, г). Верх полотна для отвода дождевых вод выполняют с уклоном к бровкам откоса. В средней части земельного полотна вытаскивают грунт (так именуемое корыто) для укладки одежки дороги. С 2-ух сторон корыта остаются две полосы, именуемые обочинами.

Сооружения производственного и штатского строительства. Незакрытыая разработка, созданная для устройства в ней подземной части сооружения (к примеру, фундамента), именуется котлованом. После того как построят фундаменты, место меж ним и стенами котлована засыпают. Подобная процедура именуется оборотной засыпкой.

Стены откосов котлована выполняют пологими для обеспечения неопасной работы в котловане при строительстве фундамента. При различных грунтах крутизну откосов принимают разной.

Незакрытыая выработка, имеющая существенную длину при сравнимо маленький ширине, именуется траншеей. Траншея создана для укладки в ней разных линейных сооружений  (к примеру,   водопровода,   канализации,  электрических кабелей).