Контргайка

Контргайку (рис, 254, о) навинчивают исключительно после звтягивания главный гайки. Новые пружинные шайбы ( 254, б) заместо выбывших из строя монтируют только в этом случае, если внутренний поперечник их соответствует поперечнику болта либо шпильки. Шайбы, бывшие в использовании, бывают применены вторично, если они довольно упруги, что выявляют по величине развода концов шайбы. Данная величина составляет более полуторной толщины шайбы. После затяжки гайки пружинная шайба должна примыкать к опорной поверхности детали и торцу гайки по всей окружности; промежуток в разрезе шайбы позволяется до половины ее толщины, но менее 2 мм. Не позволяется монтировать две пружинные шайбы  под одну гайку.

Опорные поверхности под гайку и торец гайки при применении упругих шайб портятся, и если соединение перебирают, то их необходимо зачищать. Пружинные шайбы получили распространение для крепления болтов крышек корпусов, скрепления частей кузова и различных фланцев.

Головки болтов, крепящих прокладки седловых подшипников, торцовые крышки стреловых болтов, нередко стопорят мягенькой проволокой ( 254, в). Проволоку в дырки вводят накрест таким способом, чтоб натяжение, получающееся после стягивания концов проволоки, содействовало завинчиванию резьбы. Концы проволоки кропотливо скручивают и подрезают на расстоянии 5—7 мм от начала скрутки. Проволока должна быть мягенькой, без скрученных и надломленных мест.

При стопорении гайки разводным шплинтом ( 254, г) шплинт должен посиживать в отверстии болта либо в шпильке тесно и выступать над торцовой поверхностью гайки менее чем на 0,3 его поперечника. Головка шплинта должна утопать в прорези гайки, а концы его нужно разбавлять: один — на торец болта, другой — на грань гайки. Концы шплинта тесно придавливают к элементам.

Отгибные шайбы ( 254, д) делают из мягенькой листовой стали шириной 1—1,25 мм. После затяжки гайки выступы шайбы отгибают: один — на грань, а 2-ой — по кромке корпуса. Подобным методом укрепляют, к примеру, разъединительные корпуса седловых подшипников. Замковыми шайбами ( 254, е) стопорят круглые гайки, крепящие подшипники на валах агрегата реверса, поворота главной и стреловой лебедок.